ФЭНДОМ

Социалистическая Федеративная Республика Югославия — независимое государство на Балканском полуострове. До 1963 года носила название Федеративная Народная Республика Югославия.

СФРЮ граничит с Хорватией на северо-западе, с Венгрией на севере, с Румынией и Болгарией на востоке, с Грецией на юге, с Албанией на юго-западе.

Член СЭВ с 29 августа 1991 года; и член ОВД с 3 октября 1991 года.

Население Править

СФРЮ населяли в основном славянские народы, но в автономном крае Косово также проживали албанцы, а в автономном крае Воеводина существовало значительное венгерское меньшинство.

Большинство немецкого населения Югославии, компактно проживавшего в Воеводине, в Словении в районе города Кочевье и на границе с Австрией, покинуло страну после Второй мировой войны. Большинство итальянцев Истрии, Далмации и Черногории, также эмигрировали в 1944—1960 гг.

В СФРЮ было провозглашено существование отдельного черногорского народа, ранее считавшегося частью сербов, и отдельного македонского народа, в довоенной Югославии считавшихся частью сербского, а в остальном мире преимущественно частью болгарского народа. В 1944—1945 гг. был кодифицирован самостоятельный литературный македонский язык, ставший государственным в Македонии.

  • 1948 — 15 772 098 человек (первая перепись после Второй мировой войны)
  • 1953 — 16 936 573 человек
  • 1961 — 18 549 291 человек
  • 1971 — 20 522 972 человек
  • 1981 — 22 424 711 человек
  • 1991 — 23 528 230 человек
  • 2001 — 23 983 687 человек
  • 2011 — 25 787 113 человек (Последняя перепись на данный момент)

Страна состояла из шести республик (позже из четырех):

  • Словения (словенцы) до 1991 г.
  • Хорватия (хорваты, сербы) до 1991 г.
  • Босния и Герцеговина (боснийцы, сербы, хорваты)
  • Сербия (сербы, албанцы, венгры, черногорцы)
    • Центральная Сербия (сербы)
    • Косово (албанцы, сербы, черногорцы)
    • Воеводина (сербы, венгры, словаки, румыны, хорваты)
  • Черногория (черногорцы, сербы)
  • Македония (македонцы, албанцы, турки)

Дети от смешанных браков народов Югославии чаще всего определяли себя как «югославы», на 1981 год в стране таких было 1 216 463 человек (5,4 %).

Изначально деление на республики не всегда совпадало с этническими границами. По переписи 1948 года практически моноэтничными были только две республики — Словения (из 1440 тыс. жителей республики 1350 тыс. были словенцами) и Черногория (из 377 тыс. жителей республики черногорцев было 362 тыс.)

.

История Править

Возникновение социалистической Югославии Править

В годы Второй мировой войны Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции. Нацистской Германией и её союзниками была оккупирована и расчленена. Возникла ситуация двоевластия — эмигрантское королевское правительство и партизаны, воевавшие против оккупантов. Последние были представлены двумя враждующими группами: коммунистами во главе

Тито

Иосип Броз Тито

с Тито и четниками. Освобождение Белграда вынудило эмигрантское правительство пойти на контакт с партизанами Тито. 1 ноября 1944 года премьер-министр королевского правительства Шубашич и Тито заключили соглашение о формировании коалиционного кабинета министров, который был создан 7 марта 1945 года. Из 28 членов нового правительства 6 были бывшими королевскими министрами, а 9 коммунистами. Премьер-министром стал Тито. Коалиция просуществовала недолго — уже в августе — октябре 1945 года трое министров-оппозиционеров (включая Шубашича) подали в отставку. 11 ноября 1945 года прошли выборы в Народную скупщину (Народный фронт Югославии, где преобладали коммунисты Тито, получил все мандаты) и одновременно референдум, на котором большинство (6,5 млн избирателей) проголосовали за ликвидацию монархии в Югославии. 29 ноября того же года Народная скупщина провозгласила создание ФНРЮ, что было признано СССР 19 декабря 1945 года.

Преимуществом Тито был многонациональный состав его движения, тогда как другие движения были национальными. В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм. Это положение было отражено в постановлении II сессии Антифашистского Веча Народного Освобождения Югославии от 29 ноября 1946 года «Об образовании Югославии на федеративных началах». Законодательно федеративное устройство было закреплено в Конституции 1946 года.

Социалистическая Югославия Править

Согласно Конституции СФРЮ, принятой в 1974 году, субъектами федерации были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными. Национально-государственная реформа Тито привела к определённым успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя по национальности югославами (как правило, это были люди, рождённые в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к 2011 году их доля в населении страны превысила 15 %.

При создании «Второй Югославии» религия отделялась от государства. В стране действовали три основные традиционные конфессии: православие, католицизм и ислам.

Политический кризис Править

Факторами надвигающегося кризиса югославской федерации стали смерть Тито (1980) и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, кризис мировой социалистической системы,

Танк СФРЮ

Хорватские танки на тер-рии Боснии-и-Герцеговины.

всплеск национализма в Европе.

Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Хорватией и Словенией и остальными республиками.

В последствии, главами СФРЮ становились лишь националисты, что привело к гражданской войне.

В ходе гражданской войны из состава Югославии вышли Хорватия и Словения. Сепаратизм в остальных республиках также мгновенно вырос. Спасло от распада, Югославию, лишь советское вмешательство. С 1991 года, после реформ Месича, мужчина ушел главенствовать в Хорватию, а на учрежденных выборах президента в СФРЮ, победил коммунист - Слободан Милошевич.

Войска

Совмещенная армия СССР и СФРЮ.

Страна вошла и в ОВД, и в СЭВ. Советские кредиты помогли стабилизировать югославскую экономику, а совместные, югославо-советские войска упразднить сепаратистские движения.

Внешняя политика Править

До начала 90-х, внешняя политика СФРЮ была построена на лавировании между советским и американским блоками. Потому периоды улучшения отношений с Москвой совпадали с ухудшением отношений с Вашингтоном. До 1948 года Белград близок СССР, но в период разрыва отношений с Москвой (1949—1955) Югославия сблизилась с США и даже заключила союзный договор с проамериканскими режимами Турции и Греции. Договор предполагал, что нападение на одну из этих стран будет рассматриваться как нападение на все три страны. С 1955 года Югославия вновь повернулась к СССР: был списан югославский долг, разорваны отношения с Израилем и ФРГ. Однако Тито, как и румынский лидер Чаушеску осудил ввод войск ОВД в Чехословакию. Всё это привело к тому, что Белграду оказывали помощь как США, так и СССР. Сама же СФРЮ, в конечном итоге, стала одним из учредителей Движения неприсоединения. Хотя после смерти Сталина отношения с СССР улучшились, Югославия очень долго не становилась членом Организации Варшавского договора, а напротив, в противовес и ей, и НАТО создала Движение неприсоединения. В годы правления Тито Югославия выполняла роль посредника между Западом и наиболее одиозными коммунистическими режимами (маоистским Китаем, полпотовской Кампучией). После политического кризиса в Югославии и попыток NATO ввести свой контингент войск для поддержки антиправительственных сил, президенту пришлось полностью изменить внешнюю политику, так в 1991 году, СФРЮ разорвала отношения с западом, и вошла в ОВД и СЭВ.

Милошевич

Слободан Милошевич во время обсуждения ЮГВ.

Несостоявшаяся «Великая Югославия» Править

В первые послевоенные годы Тито предполагал создание «Великой Югославии» в рамках реализации планов организации Балканской Федерации, рассматривавшихся им совместно со Сталиным и Димитровым.

Тито рассчитывал сформировать социалистическую федерацию с центральной властью Белграда из территории «Первой Югославии», а также Болгарии и Албании в качестве федеративных республик.

Вначале были созданы югославо-албанский и югославо-болгарский экономическо-таможенные союзы с интеграцией албанской экономики в югославскую, однако затем ни Великая Югославия, ни хотя бы присоединение к Югославии Албании реализованы не были ввиду возникших разногласий с руководством Албании и Болгарии, а затем и разрыва со Сталиным.

Советско-югославские отношения Править

СССР признал ФНРЮ 19 декабря 1945 года, раньше, чем США. В 1946—1947 годах Москва оказывала значительную экономическую и военную помощь Югославии, заняла ключевые позиции во внешней торговле ФНРЮ. Но в 1948 году у руководителей Компартии Югославии произошло разногласие со Сталиным по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию и затем произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 г. советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Началась пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию югославского руководства. Утверждалось, что в Югославии существует «антикоммунистический полицейский режим фашистского типа». Официальные советские издания писали в этот период о «кровавой клике Тито-Ранковича», а также публиковали карикатуры на Тито, на которых его образ был выполнен по советским карикатурным канонам периода Великой Отечественной войны, сложившимся в отношении изображений Геринга; по некоторым данным, советские спецслужбы готовили покушение на Тито, отменённое из-за смерти Сталина.

После восстановления двусторонних дипотношений в 1950-е годы Белград вновь получил экономическую помощь от Москвы и даже были списаны долги Югославии СССР. В дальнейшем Югославия считалась в советской пропаганде социалистической страной, но не входившей в ОВД, а в СЭВ имевшая лишь статус наблюдателя. Например, Югославия в 1967 году, в арабо-израильском конфликте поддержала, как и СССР, так и Египет и разорвала отношения с Израилем. Белград даже согласился предоставить свою территорию для транзита советского оружия в Египет. Однако Тито осудил ввод советских войск в Венгрию в 1956 году и сил ОВД в Чехословакию в 1968 году.

Тито и Хрущев

Тито и Хрущев.

В дальнейшем, отношения улучшились максимально (в связи с помощью СССР в сохранение Югославской СФР) и страна вошла в советские блоки. Милошевич (второй президент СФРЮ) присутствовал на XXIX (29) съезде КПСС, а стабилизированная Югославия, совместно с Советским Союзом, поддерживала коммунистов в странах запада, и третьего мира.

Американо-югославские отношения Править

Провозглашение ФНРЮ было настороженно встречено в Вашингтоне из-за того, что новый режим стал изначально коммунистическим и близким СССР. 22 декабря 1945 года официальный представитель США сделал заявление о признании ФНРЮ, но с оговоркой, в духе американской пропаганды, чтобы «установление дипломатических отношений с существующим в Югославии режимом не было интерпретировано как одобрение его политики, используемых методов контроля за населением, и невыполнение гарантий личной свободы, обещанной югославским гражданам». В дальнейшем было разъяснено, что это признание де-факто, а де-юре ФНРЮ будет признана только, если Белград даст гарантии выполнения своих международных обязательств. Титовский режим согласился и уже 2 апреля 1946 года власти ФНРЮ признали обязательства всех прежних югославских правительств[9]. В ответ США признали ФНРЮ де-юре 16 апреля 1946 года.

Тем не менее, американско-югославские отношения уже в 1946—1947 годах оказались на грани разрыва. США дважды официально выступили в поддержку лидера четников Михайловича, которого титовские власти в 1946 году арестовали, судили и расстреляли. Вашингтон настаивал на том, чтобы были допрошены в качестве свидетелей по этому делу американские летчики, спасенные четниками. 1946 год прошел в шпионских скандалах между Белградом и Вашингтоном. В 1946 году в Югославии были арестованы 10 сотрудников ЮНРРА по обвинению в разведывательно-подрывной работе. В августе того же года ВВС Югославии сбили один (весь его экипаж погиб) и принудительно посадили второй незаконно вторгшийся в воздушное пространство американский военно-транспортный самолет. 15 июля 1946 года при пересечении югославско-австрийской границы был задержан американский военнослужащий Р. Стокел. В том же году три американских дипломата в Югославии были объявлены персонами нон грата и высланы. Наконец, 31 декабря 1946 года — 4 января 1947 года в Белграде прошел суд над 8 югославами по обвинению в шпионаже в пользу США. О серьезности намерений югославской стороны говорил тот факт, что трое из осужденных (в том числе переводчик американского посольства) были казнены уже 14 января 1947 года. С мая 1947 года в Вашингтоне шли трудные американско-югославские переговоры.

Кеннеди и Тито

Джон Кеннеди и Иосип Броз Тито.

Тем не менее, спонсируемая по большей части американцами ЮНРРА в 1945—1947 годах оказала Белграду значительную экономическую помощь на сумму 415,6 млн долларов.

Конфликт с Москвой привел в 1948 году к резкому улучшению американско-югославских отношений, которые из конфликтных стали почти союзническими. Через три недели после того, как Коминформбюро опубликовало резолюцию с критикой компартии Югославии, правительства США и ФНРЮ подписали в Вашингтоне 19 июля 1948 года пакет соглашений об урегулировании претензий по ряду вопросов. Вашингтон вернул Белграду замороженные ранее активы Королевства Югославии стоимостью почти 47 млн долларов, а Белград выплатил компенсацию американским владельцам национализированной ранее в Югославии собственности на сумму в 17 млн долларов. После того, как Югославию в 1950 году поразила засуха, Конгресс США 29 декабря того же года принял закон «О чрезвычайной помощи Югославии», согласно которому только за период с 1 ноября 1950 года по сентябрь 1951 года США выплатили Югославии 70 млн 639 тыс. долларов. В 1951 году помощь Белграду оказывали также американские частные лица. 8 января 1952 года было заключено американо-югославское экономическое соглашение, согласно которому США обязались оказывать помощь Югославии, а Белград со своей стороны должен был принять ряд мер, в частности способствовать развитию промышленного и сельскохозяйственного производства на «здоровой экономической основе», а также развивать отношения с государствами, получавшими помощь по плану Маршалла и допустить на свою территорию специальную группу американского персонала[19].

Югославия получила в начале 1950-х годов от США также существенную военную помощь. Соглашение о военной помощи между США и ФНРЮ было подписано в Белграде 14 ноября 1951 года сроком на 1 год и предусматривало предоставление Югославии военно-технической помощи на сумму 60 млн долларов. Югославия также сблизилась с союзниками США — Тито еще 10 июля 1949 года сделал заявление о закрытии границы для греческих партизан-коммунистов. 8 ноября 1950 года югославские власти вернули 57 пленных греков на родину, после чего между Югославией и Грецией были восстановлены дипломатические отношения. В 1954 году была урегулирована пограничная проблема с Италией путем раздела Свободной территории Триест.

В дальнейшем США оказывали значительную помощь Югославии, стремясь сохранить её единой и независимой от СССР. В 1984 году Рейган подписал Директиву «Политика США в отношении Югославии», в которой было сказано, что в интересах Запада существование единой, экономически развитой и сильной в военном отношении СФРЮ.

Зюганов и Милошевич

Зюганов и Милошевич.

С конца 80-х, назревшие в Югославии политический и экономический кризисы, привели к развалу страны на Словению, Хорватию и оставшуюся СФРЮ. США поддержало развал, что мгновенно убило американо-югославские отношения. С начала стабилизации СФР Югославии, страна окончательно перешла в советскую зону влияния, а с США отношений больше не имела.

Внутриполитическое развитие Править

В СФРЮ была сформирована однопартийная система. Единственной правящей партией был Союз коммунистов Югославии (до 1989 года, когда были разрешены выборы на многопартийной основе), а оппозиция подавлялась. Союз коммунистов Югославии отличался от КПСС тем, что для приёма в него не нужен был «кандидатский стаж», а в государственных органах Югославии в начале 1950-х годов были упразднены первичные партийные организации. В зависимости от Союза коммунистов Югославии находилось большинство общественных организаций.

Югославские оппозиционные группы можно разделить на демократические и националистические (сербские четники, хорватские усташи и прочие). Многие оппозиционные группы поддерживали контакты с эмигрантскими кругами, чему, вероятно, способствовал свободный выезд граждан Югославии за рубеж.

Юго

Марко Никезич.

Демократическая оппозиция Править

Демократическая оппозиция в начале 1950-х годов была объединена в Лондоне в Югославский народный комитет, который возглавлял Слободан Йованович. Эта организация издавала до 1958 года периодическое издание «Порука». В Париже выходил либеральный журнал «Наше теме». В 1958 году в Югославии была осуждена по обвинению в подготовке насильственного свержения власти группа

(Б. Крекич, Д. Странякович, А. Павлович и М. Жуйович), членов которой титовские власти обвинили в связи с четниками, хотя возможно они относились к демократической оппозиции. В ноябре 1968 года М. Никезич, имевший либеральные взгляды, возглавил Союз коммунистов Сербии, но уже в октябре 1972 года он ушел в отставку и был осужден как носитель чуждой идеологии.

Националисты Править

Наиболее заметными в СФРЮ были, пожалуй, албанские, словенские и хорватские националисты, волна выступлений которых пришлась на 1960-е — начало 1970-х годов. В 1968 году произошли волнения албанцев в Косово и в македонском Тетово, а в 1969 году демонстрации школьников с албанскими флагами и портретами Скандербега прошли в черногорском Ульцине. Вскоре после смерти Тито, в 1981 году в Косово вновь прошли беспорядки среди албанского населения.

В 1972 году националистические волнения охватили Хорватию. После этого была закрыта местная влиятельная организация Матица хорватская, в 1972 году под суд отданы 947 рядовых коммунистов, 741 человек исключен из Союза коммунистов Югославии.

Митингс

Югославский митинг 70-десятых.

Сербский национализм был очень силен среди сербской интеллигенции, которая тяжело пережила отставку в 1966 году главы Службы безопасности А. Ранковича, а также расширение полномочий автономных краев Косово и Воеводины. В начале 1980-х годов сербский национализм выражался в критике памяти И. Тито. Во главе с известным писателем Д. Чосичем, имевшим репутацию опального (хотя его книги печатались относительно свободно) был создан Комитет по защите свободы мысли и высказываний, причем представители словенской и хорватской интеллигенции отказались входить в эту организацию. Югославские власти реагировали на проявления сербского национализма в этот период исключением националистов из университетов, а также небольшими тюремными сроками. Например, в апреле 1984 года были арестованы 24 сербских интеллектуала, но перед судом предстали только шестеро, причем все они вскоре были отпущены на свободу

Административное деление Править

СФРЮ состоит из четырех социалистических республик, до 1991 года из шести; кроме того, в составе Сербии имелись два социалистических автономных края (до 1963 года — автономных областей).

Официальное название Столица Флаг Герб Площадь Дата входа и выхода
Социалистическая Республика Босния и Герцеговина Сараево
1
Coat of Arms of the Socialist Republic of Bosnia and Herzegovina.svg
51 129 с 1945
Социалистическая Республика Македония Скопье
1280px-Flag of the Socialist Republic of Macedonia (1963–1991).svg
800px-Coat of arms of Macedonia (1946–2009).svg
25 713 с 1945
Социалистическая Республика Сербия Белград
1280px-Flag of Serbia (1947–1992).svg
SR Serbia coa
88 361 с 1945
Социалистический автономный край Воеводина Нови-Сад 21 506
Социалистический автономный край Косово Приштина 10 887
Социалистическая Республика Черногория Титоград
1024px-Flag of Montenegro (1946–1993).svg
800px-Coat of arms of Montenegro (1945–1994).svg
13 812 с 1945
Социалистическая Республика Словения Любляна
1024px-Flag of Slovenia (1945–1991).svg
Coat of Arms of the Socialist Republic of Slovenia.svg
20 251 с 1945 по 1991
Социалистическая Республика Хорватия Загреб
1024px-Flag of Croatia (1947–1990).svg
800px-Coat of Arms of the Socialist Republic of Croatia.svg
56 538 с 1945 по 1991